Шипованная Резина

**ОБСУДИТЬ НА ФОРУМЕ**

 Зимняя шипованная резина: вкручивать или не вкручивать – вот в чем вопрос!

Задолго до начала зимы я озаботился проблемой – во что обуть велосипед, чтобы чувствовать себя на дороге уверенно. Взглянув на цены брендовых зимних шипованных покрышек для велосипеда, я решил, что буду самостоятельно ошиповывать свои старые грязевые покрышки Tioga.

Сразу скажу публике, что в этой статье вы не найдете точных данных и объективных результатов замеров. Все цифры, приведенные в статье, являются приближенными, а ощущения – субъективными.

Итак, для ошиповки задней покрышки мне понадобилось 256 шурупов-саморезов с пресс-шайбой длиной 13 мм, шило, старая велосипедная камера 28”, два тюбика клея «Момент марафон обувной» (по 30 мл каждый) и несколько дней времени.

Чтобы вставить шуруп, я прокалывал шилом снаружи отверстие посередине грунтозацепа протектора, выворачивал покрышку наизнанку, вытаскивал шило, брал шуруп и заворачивал его отверткой с внутренней стороны так, чтобы он прошел точно по проткнутому отверстию. При вкручивании шурупа важно следить за направлением движения шурупа, чтобы не получилось, что шуруп вылез сбоку. Смазывать шуруп клеем для предотвращения отворачивания не имеет смысла – шуруп и без этих мер никуда не девается.
Описанная операция повторяется еще 255 раз :)
После того, как шурупы ввернуты, острия необходимо обточить на точиле так, чтобы выступало около 2 мм. Удобно, если стачивание шипов производить после ошиповки каждого ряда.
Для защиты камеры от стирания о головки шурупов внутрь покрышки следует вставить разрезанную по шву камеру. Я целиком приклеивал всю камеру к покрышке. Но в последствии выяснилось, что достаточно взять 26” камеру, разрезать ее по внутреннему шву, нанести несколько точек клея для фиксации, одеть на слегка накачанную рабочую камеру и в таком виде заправить в покрышку.

Еще до ошиповки следует выбрать рисунок ошиповки. Наиболее эффективными сцепными качествами будет обладать та покрышка, у которой шипы расположены ближе к центру. Но если ошиповать только центральную часть покрышки, оставив боковые грунтозацепы без шипов, это сделает покрышку довольно опасной. Она будет склонна к непредсказуемым срывам в занос и как следствие – к падениям. На мой взгляд, такая покрышка опаснее, чем простая не шипованная, так как дает ложное ощущение контроля над дорогой, но как только угол наклона колеса заметно отклоняется от вертикали, сцепные свойства покрышки падают очень резко.
В этом плане предпочтительнее покрышка с ошиповкой только боковых грунтозацепов. В нормальной эксплуатации шипы практически не касаются поверхности дороги, а вступают в действие лишь в условиях заноса, препятствуя неуправляемому срыву колеса. Такая покрышка не дает больших преимуществ в сцепных свойствах по сравнению с не шипованной, но зато дает некоторое ощущение уверенности. У такой покрышки есть еще одно преимущество – шипы живут практически вечно (они «не убиваемые», как сейчас модно говорить).
Рекомендовать какой-либо из этих видов ошиповки нельзя. Нужно найти разумный компромисс между пиковыми сцепными свойствами, стабильностью свойств на различных видах покрытий и углах наклона колеса, ресурсом шипов и массой колеса. Не секрет, что максимальный износ шины приходится на ее центр, а ближе к краям износ протектора ниже. Исходя из этого я не стал шиповать центральные грунтозацепы, оснастив шипами 4 рядя боковых грунтозацепов. В итоге получился рисунок с достаточно стабильными характеристиками.
При ошиповке следует придерживаться правила: в зоне пятна контакта с левой и правой стороны относительно продольной оси должны создаваться равные тормозные моменты. Если данным правилом пренебречь, мы получим покрышку, которую при одном торможении будет уводить влево, а при другом – вправо.


Пример грамотно ошипованной покрышки. 6 рядов шипов, центральные грунтозацепы не ошипованы

После того, как покрышка сделана, рекомендуется обкатать ее в щадящем режиме в течении 30-50 км. Это правило особенно актуально для покупных шипованных покрышек. За это время шипы находят свое место в резине и надежнее в ней фиксируются.
Стоимость фирменной покрышки производства Nokian составляет порядка 1800-2500 рублей (за 1 шт.) для шин средней размерной группы. Стоимость же 1 шурупа составляет 13 копеек, а в пересчете на колесо – 34 рубля. Если не учитывать стоимость затраченного времени, то получается заметная экономия.
Теперь самое главное – впечатления. Ну конечно, самый большой плюс от шипов – это ощущение уверенности и превосходства. Это может быть просто радость от того, что ты оставляешь след на ледяной горке, покоряя ее вершину. А если серьезно, то шипы дают больше времени на реакцию на отклонение велосипеда от курса. Даже если колесо поползло вбок, шипы в большинстве случаев дадут достаточно времени, чтобы среагировать на это и не дадут колесу выскользнуть из-под вас.
Обладая шипованной резиной вам становятся доступными некоторые приемы экстремального вождения, которые раньше были лишь пределом мечтаний. Например, вход в поворот с пробуксовкой заднего колеса, вращение «жучка» на катке и т.п.
Но у шипов есть и недостатки. Во-первых, колесо становится тяжелее. В моем случае масла покрышки увеличилась с 1000 до 1400 грамм. Из-за того, что эта масса сосредоточена на максимальном удалении от центра вращения (втулки), лишние 400 грамм (а на два колеса – уже все 800) негативно влияют на динамику разгона и ходовые свойства. Также естественно повышается сопротивление качению за счет выступания металлических шипов. Поддерживать постоянную скорость свыше 20 км/ч на протяжении десятков километров становится очень проблематичным занятием. Также недостаток шипов – шум на асфальтированной дороге. Он тем больше, чем шипы длиннее и чем они ближе расположены к центру.
Тем не менее, покрышка, ошипованная в домашних условиях, все-таки пригодна к зимней эксплуатации и оправдывает вложенные в нее средства. Тормозной путь по сравнению с не шипованной резиной сокращается, особенно на покрытиях с большим содержанием льда и плотно утрамбованного снега. Разгонная динамика также выше, управляемость лучше.

4-рядная ошиповка переднего колеса


Nokian Hakkapelitta (4 ряда шипов, все грунтозацепы ошипованы)

Но все познается в сравнении. Мне довелось испытать фирменные шины Nokian Hakkapelitta. Они обладают развитыми грунтозацепами, снабженными победитовыми шипами в алюминиевом корпусе. Масса покрышки гораздо меньше, чем с домашней ошиповкой, а накат и легкость хода по сравнению с «самопалом» — выше всяких похвал. Сцепные свойства на льду примерно в 2 раза выше благодаря центральному расположению шипов и их меньшему диаметру (самодельные шипы довольно толстые). Зато на рыхлом снегу преимущества Hakkapelitta становятся незаметными. Широкая покрышка, ошипованная шурупами, идет не хуже фирменной.

Откатав зиму, какую-никакую, а все-таки зиму, я посмотрел на состояние шипов. Вопреки ожиданиям, они практически не стерлись, только слегка закруглились. Износ можно оценить 5-10%. Неплохо, если учесть, что замена шипов обойдется менее чем в 100 рублей, а ездить приходилось и по асфальту (вспомним, что была за зима-2007). Шины Nokian Hakkapelitta, откатав также сезон, остались практически в первозданном состоянии, на глаз износ незаметен. Правда один шип чуть было не вылетел, но был вовремя впихнут на место.

Подводя итог, хочу сказать, что самостоятельно шипование имеет право на существование. Это недорого, но вполне эффективно, здорово и надежно. Ведь за зиму ни один шуруп никуда не делся, не провернулся и не стерся до шляпки.

Автор: Щербаков Илья «Ilya GT»

Похожее ...

8 Комментарии

  1. Сергей:

    Спасибо, Илья, за идею!!! В Крыму о шипованной резине для велосипедов и не слыхали, а состояние зимних дорог оставляет желать лучшего. Как раз сейчас дороги, как стекло(((
    Покрышка есть, камера старая — тоже, шурупы куплю. Да и руки растут из нужного места)))
    Еще раз спасибо!!!

  2. Владимир:

    Действительно очень полезная информация! Спасибо, Илья!

  3. Кирилл:

    Ппасиб) Тюмень Тебя не забудет))))
    тока я шиповал малость другим способом…. но твой звучит практичнее.

  4. Keeper:

    Прочитал всё, спасибо давольно все подробно описанно.

    P.S. с Салехарда привет будем покупать резину и тестить…

  5. саня:

    класс давно хотел сделать такую покрышку
    ура получилось

  6. Александр:

    Я очень давно делал ошиповку точно таким же способом. При активной езде по асфальту (а в городе все равно по асфальту приходится ездить большлую часть времени) мои «шипы» стерлись буквально за несколько дней. До шляпки, конечно, они не стерлись -))(т.к. шляпка по ту сторону покрышки). Так что мне просто не понятно как автор проездил всю зиму. Короче первые два дня нарадоваться не мог, держак отличный был, а потом закончился. В-общем, если найти закаленные саморезы, то идея рулит, а если ставить обычные, то пустая трата времени и порча покрышек

  7. Роман:

    Преподнес хорошую идею)) Барнаул благодарствует)

  8. Интересный способ. Сейчас катаюсь на шиповке, только без шурупов =) Но на льду велосипед ведет себя неадекватно! Попробую как нибудь твой способ, думаю понравиться! Уважаю Экстрим!
    З.Ы. Привет с Нефтеюганска!!!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>